УНАМУНО (UNAMUNO) Мигель де

УНАМУНО (UNAMUNO) Мигель де
(1864 -1936) - исп. философ, новеллист, поэт. В годы учебы в Мадридском ун-те увлекался позитивизмом О. Конта и Г. Спенсера, а также социалистическими идеями М.А. Бакунина, Ф. Лассаля, К. Маркса. В 1897 в результате духовного кризиса встал на путь религиозных исканий, которые пришли в противоречие с ортодоксальным католицизмом. Его литературно-философские эссе "О трагическом чувстве жизни" и "Агония христианства" были включены в папский индекс запрещенных книг. Кн. У. "Об исконности" (1895) вместе с "Испанской идеологией" А. Ганивета стала идейной основой движения исп. интеллигенции за национальное возрождение. У. был ректором ун-та в Саламанке. Вступив в конфликт с диктаторским режимом Прима де Риверы, был вынужден провести восемь лет в эмиграции. Вернулся на родину после победы республики, был избран депутатом кортесов. Умер во время франкистского мятежа, отказавшись сотрудничать с франкистами.

Взгляды У. представляют собой одну из ранних форм экзистенциального философствования. Его идейные истоки восходят к Августину, исп. средневековым мистикам, Б. Паскалю, С. Кьеркегору, нем. романтикам, А. Шопенгауэру, Ницше, Бергсону. Философская рефлексия У. несистематична, органично вплетена в образную ткань его поэзии, прозы, эссеистики и драматургии. Все многообразное в жанровом отношении творчество У. концентрируется вокруг проблемы индивидуального бессмертия. Для У. это не есть собственно проблема, предмет теоретического анализа. Речь идет о последней данности человеческого сознания: перед лицом трагического вопроса о бессмертии скептицизм разума соединяется с отчаянием чувств и рождается "трагическое чувство жизни" - витальная основа человеческого существования. Проблема личного бессмертия является, таким образом, способом нетрадиционной постановки проблемы человека. Понятие "трагического чувства жизни" конкретизируется как специфическое переживание конечности человеческого бытия (опыт "ничто", которое есть в то же время "жажда бессмертия" и "голод по бытию"). Осуществляя заложенную здесь возможность понять человеческую реальность как экзистирование, искание трансцендентного в имманентном, У. развивает идею Бога как проекции фундаментальной жажды бытия на бесконечность универсума и гаранта личного бессмертия. С этой точки зрения Бог не имеет статуса трансцендентной сущности, а вера, лишенная объективного основания, есть скорее неуверенность и желание верить. Не имея оснований ни в реальном, ни в мыслимом, вера сама творит свой объект. Интенсивность религиозного чувства и фантазия созидают реальность божественного, а тем самым и человеческого бытия. Не укорененная ни в какой объективности, человеческая реальность предстает как непрерывное самосозидание во времени. Согласно У., бытие человека есть биография. Будучи совершенно отличным от бытия инертных вещей, оно идентично бытию литературного персонажа. У. осуществляет своего рода "литературизацию" философии, открывая в экзистенциальной новелле аутентичный способ бытия и философствования.

Трактовка человеческой реальности как реальности воли, веры и фантазии реализуется в историософской концепции У. Подлинная историческая реальность заключена, по У., не в объективном потоке исторических событий, не в той или иной наличной исторической традиции, а в так называемой "вечной традиции", в глубинном, "интраисторическом" слое истории, который представляет собой ее символический осадок. Как и аутентичная реальность личности, "интраисторическая" реальность народа непроницаема для разума, зато открывается жизненному чувству и фантазии. Подлинную "интраисторическую" реалию У. обнаруживает в литературном персонаже - в образе Дон Кихота, в котором заключены исконный мистицизм и трагический парадоксализм исп. чувства жизни. Вместе с тем он несет в себе подлинно универсальный, общечеловеческий духовный потенциал. Таким образом, в "интраисторическом" снимается партикулярность исторического, а уникальное, самобытное, индивидуально-неповторимое предстает как подлинно универсальное.

Е.В. Гараджа

Соч. Т. 1 -2. М., 1981; О трагическом чувстве жизни. Киев, 1996; La agonia del cristianismo. Madrid, 1966; Del sentimento tragico de la vida. Madrid, 1971; Vida de Don Quijote у Sancho. Mexico, 1985.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "УНАМУНО (UNAMUNO) Мигель де" в других словарях:

  • УНАМУНО (Unamuno) Мигель — де (1864 1936) испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма. В центре религиозно философской концепции Унамуно (т. н. кихотизма ) образ Дон Кихота, выступающий как душа Испании , воплощение трагического чувства действительности.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Унамуно (Unamuno) Мигель де — (1864—1936), испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма. Ректор Саламанкского университета (1901—1914). После установления военной диктатуры в 1924 сослан на Канарские острова, но вскоре бежал во Францию. В 1930… …   Большой Энциклопедический словарь

  • УНАМУНО — (Unamuno) Мигель де (1864 1936) исп. писатель, философ, ученый. У. выявляет радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии, а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать свою… …   Философская энциклопедия

  • УНАМУНО —         (Unamuno) Мигель де (1864 1936) исп. философ, писатель и поэт. Окончил католич. школу, католич. ин т, затем Мадрид, ун т. В 1891 получил по конкурсу кафедру греч. языка в ун те Саламанки, с к рым (позже он становится его ректором) связана …   Энциклопедия культурологии

  • Унамуно Мигель де — Унамуно (Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Бильбао, √ 31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей «Поколения 1898 года» (см. Испания, раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологическое… …   Большая советская энциклопедия

  • Унамуно, Мигель де — УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (1864 1936), испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма. В центре религиозно философской концепции Унамуно (так называемого кихотизма) образ Дон Кихота, выступающий как “душа Испании”, воплощение… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • УНАМУНО — (Unamuno) Мигель де (1864 1936), испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма. В центре религиозно философской концепции Унамуно (так называемого кихотизма) образ Дон Кихота, выступающий как душа Испании , воплощение трагического… …   Современная энциклопедия

  • УНАМУНО — (Unamuno) Мигель де (1864 1936) испанский философ, поэт, писатель, ученый, основоположник испанской ветви экзистенциализма. Программные произведения: «Жизнь Дона Кихота и Санчо Панса по Мигелю де Сервантесу, объясненная и прокомментированная… …   Новейший философский словарь

  • Унамуно — (Unamuno)         Мигель де (29.9.1864, Бильбао, – 31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей «Поколения 1898 года» (см. Испания, раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологическое… …   Большая советская энциклопедия

  • УНАМУНО — (Unamuno), Мигель де (29.IX.1864 31.XII.1936) исп. философ, писатель, обществ. деятель. В 1901 14, 1931 36 ректор Саламанкского ун та. Виднейший представитель Поколения 1898 ученых и писателей, ставивших (но по разному решавших) вопрос о путях… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»